Чайное дерево

Возможные наименования:
Tea-Tree Oil, Ti-Tree Oil (англ .), essence d'arbe a the (франц .), Tea Treeol (нем .).

Название «чайное дерево» появилось у первых колонистов Ав­стралии, которые, используя опыт аборигенов, заваривали листья Melaleuca alternifolia вместо чая. Коренные жители Австралии упо­требляли листья чайного дерева для лечения ран. Позднее было уста­новлено, что само растение, отвары его листьев и эфирное масло обла­дают сильными антисептическими свойствами и могут с успехом при­меняться для лечения ряда тропических болезней. Небольшие деревья или кусты чайного дерева растут в диком виде в Юго-Восточной части Австралии.

В прежние годы эфирное масло получали в примитивных аппа­ратах с огневым обогревом. Теперь используется отгонка с острым паром, причем стараются отогнать не только легколетучую часть ма­сла, но и сесквитерпеновые соединения. Выход масла достигает 1,8%, считая на загруженное сырье. Как показали исследования австралий­ских ученых, вид Melaleuca alternifolia Maid. имеет три физиологиче­ские формы, продуцирующие эфирные масла, сильно отличающиеся по составу.

В маслах, полученных из различных форм дерева, были обнару­жены следующие компоненты, определяющие медико-биологические и парфюмерные свойства (L. R. Williams, V. N. Home, XI Конгресс ЭМ, 1989, Vol. 3, стр. 49):

 

Содержание в %

Компонент

Нормальное

Форма А

Форма В





альфа-пинен

2,1

2,2

2,7

бета-пинен

0,4

0,7

1,1

мирцен

0,4

1,5

2,5

альфа-терпинен

7,1

1,7

0,3

лимонен

1,4

3,7

7,9

1,8-цинеол

3,0

30,3

64,9

гамма-терпинен

15,7

4,3

0,7

пара-цимол

6,2

5,6

0,6

терпинелен

3,4

0,9

0,2

терпинен-4-ол

45,4

18,0

1,7

альфа- терпинеол

5,3

6,3

11,8

Данные для нормального масла почти точно совпадают с резуль­татами количественного анализа Э. Гюнтера (Perf. Ess. Oil Rec. 1968, 59, 642). Количество сесквитерпеновых соединений составляет около 4%.

По мнению австралийских специалистов, основным бактерицид­ным компонентом является терпинен-4-ол, а 1,8-цинеол при повышен­ных концентрациях способен вызывать раздражение кожи чувстви­тельных людей. Поэтому австралийский стандарт на масло чайного дерева (AS 2782-1985) установил, что продажное масло не должно со­держать больше 15% 1,8-цинеола и меньше 30% терпинен-4-ола.


Это мнение, правда, не подтверждается результатами медико-био­логических испытаний самого 1,8-цинеола, выполненными RIFM в 1975 г. Эти результаты показали, что даже 1б%-ный раствор 1,8-ци­неола в петролятуме не вызывает за 48 часов ни раздражения кожи человека, ни реакции сенсибилизации. Возможно, что в случае масла чайного дерева дело не только в количестве 1,8-цинеола.

Поскольку в Австралии во все большем масштабе создаются план­тации чайного дерева, посадочный материал (семена) специально от­бирается, чтобы устранить формы с высоким содержанием 1,8-цинео­ла.

Масло чайного дерева представляет собой желтоватую жидкость с пряным запахом и оттенками запаха кардамона и мускатного ореха. По требованиям Американской ассоциации эфирных масел, его техни­ческие показатели:

плотность                    0,888-0,900,
показатель преломления        1,477-1,480,
угол вращения плоскости поляризации света             +6 до +10,
содержание цинеола не больше     10%.

Острая токсичность масла, по данным RIFM (1988), — oral LD5o 1,9 г/кг (крысы), derm. LD50 > 5 г/кг (кролики). В виде 1%-ного рас­твора в петролятуме масло не вызывает за 48 часов раздражения кожи человека и реакции сенсибилизации. Фототоксический эффект отсут­ствует.

Для парфюмерных целей масло чайного дерева используется в не­большом количестве. Оно все больше применяется в косметических кремах, лосьонах и шампунях, а также в медицинской и зубоврачеб­ной практике.

Руководства по ароматерапии рекомендуют использовать это ма­сло при герпесе, молочнице, грибковых заболеваниях. Говорят, что оно способно излечивать легочные заболевания и ослабление иммунной си­стемы.

В данной статье использованы материалы из книг:
Эфирные масла для парфюмерии и ароматерапии. Войткевич С.