Бергамот

Возможные наименования:
Oil ofBergamot (англ.), essence de bergamote (франц.), Bergamottol (нем.), oleum bergamottae (лат.)

Дерево бергамота (Citrus bergamia Risso или Citrus auraniium L. subsp. bergamia) появилось в Италии в половине XVII в. Его про­исхождение точно неизвестно. Лишь название бергамот, сходное по звучанию с турецким «князь груш», говорит о том, что это растение попало в Италию с Востока. Оно культивируется в итальянской Ка-лабрии (на самом «носке итальянского сапога»). В высоту достигает 5 м.

Выращивание бергамота требует особых условий. Дерево совер­шенно не выносит заморозков и даже понижения температуры ниже +3С. Нежные 'цветы с трудом переносят весенние ветры. Засуха и жара в июле—августе приводит к опаданию недозрелых мелких пло­дов, содержание масла в которых очень мало. Все это делает Италию чуть ли не единственным производителем бергамотного эфирного ма­сла. С 1925 г. здесь ежегодно вырабатывают больше 150 т этого масла, если не возникает каких-нибудь погодных аномалий.

Эфирное масло получают переработкой целых плодов на специаль­ных машинках, которые соскабливают часть корки вместе с маслом. Затем проводится фильтрация водно-масляной смеси от твердых ча­стиц и отделение масла от воды. При переработке плодов бергамота в крупных масштабах используют более современное оборудование, а из мякоти выделяют лимонную кислоту, которая является дополнитель­ным товарным продуктом.
Выход эфирного масла составляет около 0,5% от массы плодов бер­гамота.

Химический состав бергамотного масла долгое время был известен лишь приблизительно. Методы химического анализа подтверждали наличие в нем значительных количеств линалилацетата, линалоола, а также моно- и сесквитер неновых углеводородов.

Результаты более подробных исследований не публиковались, ве­роятно, из-за желания химических фирм создать имитацию бергамот­ного масла, близкую к природному продукту. Такие композиции по­явились в 60-х годах, а публикации о подробностях состава — лишь в начале 80-х годов.

Оказалось, что в масле содержится 175 веществ, 26 из которых имеют концентрацию больше 0,1% и в сумме составляют 96% от об­щей массы масла. В отличие от других масел из корок цитрусовых фруктов, оно содержит до 55% суммы линалилацетата и линалоола, причем известно, что по мере созревания бергамота количество ли­налилацетата увеличивается, а линалоола уменьшается. Количество (+)-лимонена составляет 23-32%, гамма-терпинена 5-11%, цитраля 0,6%.

Заметное влияние на запах оказывает присутствие сесквитерпенов, в том числе альфа-бергамотена (0,3%) и бета-бисаболена (0,6%), а так­же кислородсодержащих сесквитерпеноидов (неролидола, фарнезола, бисабололов). Неожиданным было обнаружение в бергамотном масле жасмона (Е. Sund и др. Helv. chim. acta 1964, 47, № 2, 408; H. P. Schenk, D. Lamparsky, Seifen—Ole—Fette—Wachse 1981, 107, № 13, 363, РЖ-Хим 1982, 6Р640; G. Ohioff, Riechstoffe, 1990, стр. 137).


Наличие в масле, полученном методом холодного прессования, бергаптена (0,3-0,4%) вызывает при попадании масла на кожу человека фототоксическую реакцию. Поэтому в ряде случаев предусмотрена очистка этого масла от бергаптена и подобных фурокумаринов ме­тодом вакуум-ректифакации.

Бергамотное масло представляет собой зеленовато-желтую жид­кость со свежим приятным запахом и горьким вкусом. Итальянское масло имеет следующие технические показатели (ИСО-3520):
плотность                       0,876 - 0,884,
показатель преломления           1,464 - 1,467,
угол вращения плоскости поляризации света               от +8 до +30,
содержание сложных эфиров, считая на линалилацетат,          30 - 45%.

Масло, очищенное ректификацией, почти бесцветно. Его плотность 0,865 - 0,875.

RIFM опубликовал в 1973 г. результаты медико-биологических ис­пытаний обоих сортов масла. Бергамотное масло холодного прессова­ния имело острую токсичность — oral LD50 >10 г/кг (крысы). В виде 30%-ного раствора в петролятуме оно не вызывало на коже человека реакции сенсибилизации. Но был обнаружен отчетливый фототокси­ческий эффект при испытаниях на животных и на коже человека.

Фотодерматит определяется присутствием бергаптена (5-метокси-псоралена), который характеризуется поглощением в ультрафиолето­вом спектре при 312-320 нм.
Масло, очищенное ректификацией, имело oral LD50 >10 г/кг и derm. LD50 >20 г/кг. Оно не обладало фототоксичностью. Контроль содержания бергаптена по УФ-спектру показал его отсутствие в пре­делах ошибки определения (0,001%).

С конца XVIII в. бергамотное масло стало почти обязательным компонентом парфюмерных композиций. Почти все рецептуры духов и одеколонов прошлого и начала текущего века включают это масло. И лишь с 1992 г. комиссия IFRA из-за его фототоксического действия ограничила ввод масла, полученного прессованием, пределом 0,4%, считая на массу готового парфюмерного изделия, что соответствует концентрации в композиции — 2% (для духов, содержащих 20% этой композиции). При всем при этом потребность в бергамотном масле для целей парфюмерии превышает возможности Итальянской Калабрии.

Дешевые сорта, ве­роятно, получают из отходов производства масла или опавших фрук­тов. Не исключено разбавление маслами других цитрусовых. Если для парфюмеров главным критерием служит запах, то при использовании в медицинских целях требуется наличие порядочного поставщика ма­сла и тщательный анализ, включая снятие УФ-спектров.

Руководства по ароматерапии рекомендуют применять бергамот­ное масло в качестве антидепрессанта, а также при воспалениях кожи и лечении ран и порезов. Масло нельзя применять для массажа перед выходом человека на солнце. Хранить его следует при охлаждении в защищенных от света склянках.
 

В статьях по эфирным маслам использованы материалы из книг:
"Эфирные масла для парфюмерии и ароматерапии." Войткевич С.